Фотолетопись рода Акунка-Намунка
А называться тематическая страница будет «Тапту». В переводе с орочского это слово означает «ключ». Название символичное, так как по замыслу авторов идеи этническая страничка в районной газете должна стать своеобразным ключом к информации об интереснейшем народе орочи. Пусть как из кристально чистого ключа, бьющего из недр благодатных земных недр, утолят потомки жажду исторических и культурных знаний о народе, живущем на здешних берегах не один век.
Первый выпуск тематической страницы «Тапту» посвящен будущей фотовыставке, которую готовится представить в краеведческом музее имени Николая Бошняка руководитель Центра этнической культуры «Киа Хала» Ина Фоминична Акунка.
«Тропой таежного народа» - так будет называться будущая фотовыставка. Но есть у нее и подзаголовок – «История семьи Намунка (Акунка) Лукерьи Федоровны». Десятки фотографий собрала Ина Фоминична за последние несколько лет. На них – ее предки, ее родители, братья и сестры, дяди и тети, их дети, внуки, правнуки… А первая фотография в семейном фотоальбоме датирована 1927 годом.
На старом фото – члены экспедиции Владимира Клавдиевича Арсеньева, а рядом с Арсеньевым сидит колоритный человек. Это Федор Акунка, носивший еще и орочское имя Бутунгари. Его имя сложилось так: Федор родился на реке Буту, река же на орочском именуется «нгари». Федор Акунка (Бутунгари) был наиболее влиятельным торговым посредником среди тумнинских орочей, владевший большими капиталами. Он являлся территориальным старейшиной из стойбища Хуту-Дата. Федор и стал основоположником рода Акунка, он имел двух жен и воспитал 22 ребенка.
Одной из дочерей Федора Бутунгари и была Лукерья, которая родилась в 1901 году на берегу реки Хуту-Дата. В 10 лет Лукерья была отдана на обучение в китайскую семью, где выучила язык, познакомилась с традициями и историей китайского народа, а в дальнейшем служила и переводчиком с китайского. Одна из первых среди орочей Лукерья приняла советскую власть, выучила русский язык и письмо.
Славилась Лукерья Федоровна как национальная рассказчица, шила и вышивала орочские костюмы, за которыми приезжали этнографы из Хабаровска и Ленинграда. В 19 лет Лукерья вышла замуж за Филиппа Намунка. В этом браке родились Дарья, Анна, Елизавета и Анатолий Намунка. Всем своим детям Лукерья Федоровна смогла дать достойное образование, привить любовь к культуре и традициям орочского народа.
Дарья Филипповна практически всю жизнь проработала учителем начальных классов в селе Усть-Орочи. Анна Филипповна была личностью творческой и жизнь свою связала с культурой: работала киномехаником в совгаванском ДК ММФ, затем методистом в ДК ССРЗ, увлекалась игрой на гитаре и вокалом. А еще она занималась общественной работой и была депутатом краевого Совета двух созывов.
Елизавета Филипповна жила в поселке Джугджа и работала в колхозе «Ороч». В 1961 году всех жителей Джугджи переселили в национальный поселок, так называемый сельхоз, и Елизавета Филипповна возглавила сельскохозяйственное отделение колхоза «50 лет Октября». Здесь все занимались выращиванием овощей, заготовкой ягод и дикоросов, рыбы. Создалась в сельхозе и ферма, где были коровы и лошади. И всем этим хлопотным хозяйством руководила Елизавета Филипповна. Она была награждена орденом «Материнская Слава» за воспитание семерых детей. Одна из дочерей Елизаветы Филипповны – Ина Фоминична Акунка.
Анатолий Филиппович Намунка, младший из детей Лукерьи Федоровны, после окончания школы в Усть-Орочах поехал во Владивосток и поступил в кинотехникум, где до этого училась его старшая сестра Анна. Спустя годы Анатолий Филиппович стал директором киносети Советско-Гаванского района, а в начале 90-ых годов организовал в нашем районе Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера и малое предприятие «Ороч».
Пятнадцать внуков родилось у Лукерьи Федоровны, и почти все они выросли рядом с бабушкой Лушей. В фотоальбоме Ины Фоминичны несколько фотографий бабушки – среди сородичей, среди родных, у костра, с детьми и внуками. Эти и другие фотографии Ина Акунка собирала несколько лет. Родственники присылали и передавали их из Хабаровска, Усть-Орочей, Датты, поселков Совгаванского района. Как признается Ина Фоминична, только с годами у нее возникла потребность собрать воедино информацию о своем роде, о Лукерье Федоровне и ее потомках. В школе, например, она и не подозревала, что половина ее одноклассников – потомки Бутунгари…
А сейчас, когда она создала и возглавляет Центр этнической культуры «Киа Хала», а также родовую общину, в которой многочисленные представители рода Намунка-Акунка занимаются исконными промыслами – охотой и рыбалкой, возникла острая потребность сохранить то немногое, что осталось от ушедших в мир иной предков.
Потомки Лукерьи Федоровны в большинстве своем создавали и создают смешанные семьи, ее правнуки и праправнуки носят русские фамилии, растут белокурыми и голубоглазыми, но об истинных своих корнях, уверена Ина Акунка, они обязаны знать. Для них и пишет семейную летопись глава рода Акунка, для них, да и для всех нас, живущих на исконной земле орочей, сохраняет она язык и культуру предков.
Последние странички в семейном фотоальбоме Ины Фоминичны Акунка еще не заполнены. Родственники из краевого центра обещали провести ревизию в своих архивах, чтобы закончить фотолетопись рода Намунка-Акунка. Тогда-то и примется Ина Фоминична за оформление выставки в районном краеведческом музее.
А пока она не теряет времени – заполняет фотографиями представителей других орочских ветвей стены центра «Киа Хала». Ей, как главному хранителю истории этноса ороч, вверяют свои семейные архивы потомки родов Копенка, Пудя, Бисянка. Истории этих родов, ярким их представителям, в том числе и белым шаманам, будут посвящены следующие выпуски тематической страницы «Тапту».
Д.Здорикова
Оставить сообщение: