Рекламный баннер 990x90px bantop
8 июля День строителя БАМа
18:11 08.07.2024 16+
8 июля – День строителя БАМа
Интересный факт.
Краеведческий музей им.Н.К.Бошняка рассказывает с чего началась история БАМа
Идея строительства северного дублера Транссиба появилась еще в конце XIX века.
А началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа.
В 1916 году закончилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), соединяющая европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами. Россия получила железнодорожный путь от Владивостока к центру Сибири.
Несмотря на грандиозный размах Транссиба, одна эта магистраль не могла удовлетворить все нужды огромной страны. Нужен был дублер для доступа к региональным полезным ископаемым. Кроме того, Транссибирская магистраль проходила слишком близко к границе с Китаем, что делало ее уязвимой. В случае захвата даже небольшого участка Транссиба весь Дальний Восток становился отрезанным от остальной России.
Идея строительства северного дублера Транссиба появилась еще в конце XIX века. Так, в 1888 году в Русском техническом обществе впервые был представлен проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала до побережья Тихого океана. Уже в 1889 году прошли первые исследования на маршруте от реки Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты, в районе современной трассы БАМа. Но из-за сложных условий строительство было отложено почти на полвека.
В 1924 году на Совете труда и обороны СССР был поставлен вопрос о строительстве параллельной Транссибу магистрали. Через два года началась топографическая разведка местности.
В 1927 году В.К. Арсеньев совершил большую экспедицию по маршруту Советская Гавань - Хабаровск. Его проектно-изыскательская деятельность способствовала проектированию новых железнодорожных магистралей на Дальнем Востоке. Арсеньев являлся первооткрывателем и первопроходцем железной дороги Волочаевка-II – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Необходим второй выход к тихому океану.
13 апреля 1932 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. Но рабочих рук не хватало. Тогда строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. Строительство продолжилось в основном силами заключённых.
В 1937 году определено общее направление трассы БАМа: Тайшет - Братск - северная оконечность Байкала - Тындинский - Усть-Ниман - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
1 сентября 1937 года был издан приказ НКВД СССР «Об организации строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали между крайними точками составляет 4287 км.
В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. В 1939 году начались подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
С началом Великой Отечественной войны строительство было прекращено. В январе 1942 года по решению Государственного комитета обороны с построенного участка были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства Волжской рокады - железнодорожной линии Сталинград - Саратов - Сызрань - Ульяновск.
Придавая особое народнохозяйственное и оборонное значение путям сообщения на Дальнем Востоке, Государственный Комитет Обороны принял решение за № 3407 от 21 мая 1943 г. о сооружении железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань длиной 475 км.
Через два года и два месяца, к 1 августа 1945 г., НКВД должен был открыть рабочее движение поездов от Комсомольска до бухты Ванино с последующим продолжением дороги до бухты Константиновской в Совгавани. Задание правительства было чрезвычайно сложным. Главное директивное задание – «Мостов и тоннелей не строить!».
Трудовой коллектив стройки ценой невероятных усилий выполнил поставленную задачу. 20 июля 1945 г. раньше установленного срока произошла смычка рельсового пути западного и восточного участков. Путь к океану был открыт!
В 1947 году прокладка стального пути возобновилась, однако в 1953 стройку законсервировали и в 1958 бросили, казалось, навсегда.
Реанимирование проекта началось во второй половине 1960-х годов силами министерства транспортного строительства и министерства путей сообщения.
Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа.
В апреле 1974 г. состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен «ударной комсомольской стройкой». Первым отправился прямо с комсомольского съезда отряд молодых добровольцев.
Программа БАМа приобрела необычайно популярный характер. С мая 1974 по 1976 гг. только в ЦК ВЛКСМ поступило свыше 150 тыс. заявлений с просьбой направить на БАМ. По комсомольским путёвкам трудилось 18 тыс. юношей и девушек. Помимо квалифицированных рабочих, на стройку отправлялись студенческие комсомольские отряды. Работы развернулись сразу на всем протяжении трассы.
За годы строительства трассы лозунг «Байкало-Амурскую магистраль строит вся страна» был привычным. Советское правительство постоянно поощряло строителей. 8 октября 1976 г. был опубликован Указ президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали». ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1985 г. присвоили железной дороге звание «Ленинского комсомола» - Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола.
Сегодня Байкало-Амурская магистраль охватывает шесть регионов Российской Федерации: Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, Бурятию, Якутию и Хабаровский край. Ее общая длина 4324 км, из них более 1000 км пути проходят в зоне вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов.
Грандиозная стройка и по сей день остается символом трудового подвига советского народа и имеет огромное стратегическое значение для экономического развития страны. Поистине БАМ считают стройкой ХХ века.
Мы жители города Советская Гавань, живущие на крайней точке БАМа, тоже причастны к этому юбилею. Живут среди нас и те, кто строил БАМ. С праздником, дорогие совгаванцы!
@sovgavan_rayon
Интересный факт.
Краеведческий музей им.Н.К.Бошняка рассказывает с чего началась история БАМа
Идея строительства северного дублера Транссиба появилась еще в конце XIX века.
А началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа.
В 1916 году закончилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), соединяющая европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами. Россия получила железнодорожный путь от Владивостока к центру Сибири.
Несмотря на грандиозный размах Транссиба, одна эта магистраль не могла удовлетворить все нужды огромной страны. Нужен был дублер для доступа к региональным полезным ископаемым. Кроме того, Транссибирская магистраль проходила слишком близко к границе с Китаем, что делало ее уязвимой. В случае захвата даже небольшого участка Транссиба весь Дальний Восток становился отрезанным от остальной России.
Идея строительства северного дублера Транссиба появилась еще в конце XIX века. Так, в 1888 году в Русском техническом обществе впервые был представлен проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала до побережья Тихого океана. Уже в 1889 году прошли первые исследования на маршруте от реки Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты, в районе современной трассы БАМа. Но из-за сложных условий строительство было отложено почти на полвека.
В 1924 году на Совете труда и обороны СССР был поставлен вопрос о строительстве параллельной Транссибу магистрали. Через два года началась топографическая разведка местности.
В 1927 году В.К. Арсеньев совершил большую экспедицию по маршруту Советская Гавань - Хабаровск. Его проектно-изыскательская деятельность способствовала проектированию новых железнодорожных магистралей на Дальнем Востоке. Арсеньев являлся первооткрывателем и первопроходцем железной дороги Волочаевка-II – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Необходим второй выход к тихому океану.
13 апреля 1932 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. Но рабочих рук не хватало. Тогда строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. Строительство продолжилось в основном силами заключённых.
В 1937 году определено общее направление трассы БАМа: Тайшет - Братск - северная оконечность Байкала - Тындинский - Усть-Ниман - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
1 сентября 1937 года был издан приказ НКВД СССР «Об организации строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали между крайними точками составляет 4287 км.
В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. В 1939 году начались подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
С началом Великой Отечественной войны строительство было прекращено. В январе 1942 года по решению Государственного комитета обороны с построенного участка были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства Волжской рокады - железнодорожной линии Сталинград - Саратов - Сызрань - Ульяновск.
Придавая особое народнохозяйственное и оборонное значение путям сообщения на Дальнем Востоке, Государственный Комитет Обороны принял решение за № 3407 от 21 мая 1943 г. о сооружении железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань длиной 475 км.
Через два года и два месяца, к 1 августа 1945 г., НКВД должен был открыть рабочее движение поездов от Комсомольска до бухты Ванино с последующим продолжением дороги до бухты Константиновской в Совгавани. Задание правительства было чрезвычайно сложным. Главное директивное задание – «Мостов и тоннелей не строить!».
Трудовой коллектив стройки ценой невероятных усилий выполнил поставленную задачу. 20 июля 1945 г. раньше установленного срока произошла смычка рельсового пути западного и восточного участков. Путь к океану был открыт!
В 1947 году прокладка стального пути возобновилась, однако в 1953 стройку законсервировали и в 1958 бросили, казалось, навсегда.
Реанимирование проекта началось во второй половине 1960-х годов силами министерства транспортного строительства и министерства путей сообщения.
Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа.
В апреле 1974 г. состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен «ударной комсомольской стройкой». Первым отправился прямо с комсомольского съезда отряд молодых добровольцев.
Программа БАМа приобрела необычайно популярный характер. С мая 1974 по 1976 гг. только в ЦК ВЛКСМ поступило свыше 150 тыс. заявлений с просьбой направить на БАМ. По комсомольским путёвкам трудилось 18 тыс. юношей и девушек. Помимо квалифицированных рабочих, на стройку отправлялись студенческие комсомольские отряды. Работы развернулись сразу на всем протяжении трассы.
За годы строительства трассы лозунг «Байкало-Амурскую магистраль строит вся страна» был привычным. Советское правительство постоянно поощряло строителей. 8 октября 1976 г. был опубликован Указ президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали». ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1985 г. присвоили железной дороге звание «Ленинского комсомола» - Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола.
Сегодня Байкало-Амурская магистраль охватывает шесть регионов Российской Федерации: Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, Бурятию, Якутию и Хабаровский край. Ее общая длина 4324 км, из них более 1000 км пути проходят в зоне вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов.
Грандиозная стройка и по сей день остается символом трудового подвига советского народа и имеет огромное стратегическое значение для экономического развития страны. Поистине БАМ считают стройкой ХХ века.
Мы жители города Советская Гавань, живущие на крайней точке БАМа, тоже причастны к этому юбилею. Живут среди нас и те, кто строил БАМ. С праздником, дорогие совгаванцы!
@sovgavan_rayon
Оставить сообщение: