Рекламный баннер 990x90px bantop

Белый дедушка Савелий Хутунка

01:25 04.02.2014 16+

Колоритный старец запечатлен на старых фотографиях, хранящихся в архивах руководителя совгаванского Центра этнической культуры «Киа Хала» Ины Фоминичны Акунка, а также потомков рода Бисянка. В национальном халате, необычном головном уборе и с бубном в руке, этот преклонного возраста человек запечатлен на старых черно-белых фото и в процессе подготовки к камланию, и в кругу сородичей.

Сиану (а иначе его еще звали Савелием Максимовичем) Хутунка был известен как белый дедушка. Знаменитый орочский шаман, родовой судья, лекарь, искусный рыбак и охотник, он дружил с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым и по его собственным подсчетам прожил около 120 лет.

Сиану-Савелий Хутунка родился в селении Хуту на реке Тумнин, около 60 лет прожил на реке Коппи, затем перебрался на реку Хадя, а в последние годы жизни осел в поселке Уська-Орочская.  В первый раз он женился на немолодой женщине из шаманского рода, чтобы соплеменники его признали шаманом. Потом были еще женитьбы, одновременно Савелий Хутунка имел четырех жен, а после их смерти он женился еще три раза, в последний раз в 90 лет! И всех своих женщин он пережил.

Белым дедушкой его стали называть, возможно, за седые волосы. Однако есть и другие предположения. Орочи различали злых и добрых шаманов, то есть белых и черных. Савелий Хутунка относился как раз к добрым. Вообще, орочи не мыслили свою жизнь без шаманов. Они считали, что без помощи шамана невозможно было вылечить больного, похоронить умершего, предсказать удачу на охоте, обезопасить сородичей от разных бед и несчастий.

Владимир Клавдиевич Арсеньев описал обряд камлания в своей повести «Сквозь тайгу», посвященной экспедиции 1927 года по маршруту Хабаровск-Советская Гавань-Хабаровск. В ту пору Савелию Хутунка было около 60 лет. Вот как описывает Арсеньев обрядовые действия своего друга: «Первым камлать должен был Хутунка. Он надел на голову венок из стружек, подвязал на себя пояс с металлическими конусообразными трубками и позвонками и взял в руки колотушку и бубен. Хутунка встал перед жаровней и некоторое время молчал, закрыв глаза, как бы собираясь с мыслями.

Прошла минута-другая, и вот среди всеобщей тишины мое ухо уловило какие-то звуки: Хутунка чуть слышно тянул ноту за нотой, не раскрывая рта. Он постепенно усиливал свой голос и призывал к себе духа сэвэна, помогавшего ему при камлании. Пение его было печальное и монотонное. Понемногу он оживал и переминался с ноги на ногу. К голосу шамана присоединился металлический шорох, издаваемый позвонками. Иногда он вздрагивал, поднимался на носки и припадал на колени. Выражение лица его было весьма напряженным. Он говорил несвязные слова, упрашивал и умолял своего духа помочь ему».

Что видел белый шаман Савелий Хутунка за границами реального мира, в тлеющем дыму сухих листьев багульника, какие тайны ему открывали духи предков? Увы, старые фотографии об этом не расскажут. Возможно, видел он судьбу своих потомков, в том числе и своей  внучки Людмилы Гришиной, в девичестве Бисянка, которая спустя десятилетия бережно перебирала снимки, где был запечатлен Белый дедушка, и неторопливо вела рассказ о представителях своего рода. Ина Фоминична Акунка, собирающая по крупицам все, что касается истории и культуры родного орочского народа, записала этот рассказ на видеокамеру. Сейчас этот видеоматериал пополнил фонды этнического центра «Киа Хала».

Людмила Антоновна Бисянка родилась в 1945 году в Усть-Орочах, а затем Люду увезли в поселок Коппи, где жили ее многочисленные родственники. Она с необыкновенной теплотой вспоминала, как в солнечные дни на завалинках собирались старейшины рода, грелись на солнышке и при этом никогда не снимали своих головных уборов.

В национальной одежде уже никто из них в те годы не ходил, а вот дедушкин орочский костюм ей самой довелось снять с него, как довелось Людмиле и обрезать у Белого дедушки косу. Савелий Хутунка был последним, кто носил из шаманов косу и, как оказалось, последним шаманом на побережье Татарского пролива. Но пришлось ему ехать на поезде в Хабаровск, тогда и решилась родня придать дедушке цивилизованный вид.

Как вел свое летоисчисление Савелий Хутунка, для внучки Людмилы было загадкой. Он только просил поверить ему на слово, считая, что документы – всего лишь бумажка, которая в любой момент может потеряться. Вернее всего – знания, полученные от духов предков…

Белый шаман Савелий Максимович Хутунка умер в нале 70-ых годов. Его внучка Людмила жила и в Джугдже, и в сельхозе (это национальные орочские поселки, располагавшиеся недалеко от Усть-Орочей), затем обосновалась в Датте. Она работала в рыболовецком колхозе «50 лет Октября», возглавляла в Ванинском районе Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера. Людмила Антоновна Гришина создала национальную общину «Север», и все эти годы она хранила память о своем дедушке Савелии Максимовиче Хутунка. Как говорила сама Людмила Антоновна, ее дочь Аня характер свой унаследовала именно от Белого дедушки.

К сожалению, 4 января 2014 года Людмила Антоновна Гришина (Бисянка) ушла из жизни после тяжелой болезни. Но остались ее видеовоспоминания,  сохранились ее семейные фотоальбомы, и уже ее внуки будут рассказывать свои потомкам об их удивительном предке – Белом дедушке Сиану-Савелии Хутунка.

Д. Здорикова

6884

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ