Пьянство – дело семейное…
О её работе наш разговор с психологом службы Г.Л. Тихоновой:
- Галина Лазаревна, цель работы с такими семьями – перевоспитать погрязших в пьянстве мам и пап?
- И это тоже. Но главная задача – защитить детей. Как правило, в таких семьях дети страдают от голода, антисанитарии, побоев; часто болеют, бродяжничают. Нередки случаи, когда матери бросают маленьких детей одних, исчезая на несколько дней… В таких случаях мы забираем детей, спасая их жизни, сначала на время, если мать не одумается, навсегда.
Мы регулярно посещаем такие семьи, беседуем с детьми и родителями, помогаем одеждой, продуктами питания; заставляем наводить порядок, даже учим простейшим хозяйственным навыкам…
- Какая на ваш взгляд основная причина пьянства родителей – финансовые трудности, отсутствие работы, жилья?
- В большинстве случаев – семья, В прежние годы я работала в городской комиссии по делам несовершеннолетних. Так вот многие из так называемых «трудных» подростков из неблагополучных семей стали теперь «трудными» родителями. Повторили судьбу своих непутёвых мам и пап… Души ломаются в детстве.
- Выходит – замкнутый круг?
- Я бы так не сказала. Есть примеры, когда дети пьющих родителей, вырастая, ведут трезвый образ жизни, создают нормальные семьи. Даже у братьев и сестёр жизнь складывается по-разному. У некоторых отвращение к пьянству остаётся на всю жизнь… Но таких, к сожалению, меньшинство и то, если рядом будет кто-то из взрослых, кто поможет своим участием, своим примером…
- Удаётся ли наладить контакт с такими детьми?
- Подростки очень часто замкнуты и агрессивны, защищают своих родителей. Маленькие дети наоборот – боятся матерей. Однажды забирали девочку в приют, которая временно находилась в социальной палате, так она всё твердила «только маме меня не отдавайте».
- Галина Лазаревна, как Вы охарактеризовали бы среднестатистическую «алкоголизированную» семью?
- Как правило, это пьющие матери. Либо одинокие, либо с сожителями-алкоголиками. Возраст разный: и 23 года, и 40 лет. Есть пьющие бабушки. Конфликтные, агрессивные, не имеющие работы, нормальных жилищных условий, малообразованные, не приспособленные к обычной жизни.
- Совсем безнадёжные?
- Некоторые – да. В этом случае мы забираем детей, через суд лишаем материнства. Но есть и другие примеры. В двух семьях матери согласились закодироваться от пьянства. Пока ведут трезвый образ жизни. Но продолжаем их регулярно посещать, помогаем, морально поддерживаем. Сейчас им очень тяжело. Представьте себе: после нескольких лет беспросветного пьянства, что они увидели: квартира разгромлена, печка развалилась, одеть нечего, работы нет… Если в этот момент их не поддержать, не помочь с работой, устройством детей в детсад и т.д., снова запьют. Большую помощь оказал бы реабилитационный центр, где бы они проживали какое-то время, не имея контактов с собутыльниками, трудились бы… но пока такой центр, насколько я знаю, есть лишь в Москве.
Сами за помощью на приём к психологу они ни за что не придут, поэтому мы ходим… Хотя психолог должен только вести приём три раза в неделю…
- Да, контингент у Вас, прямо скажем… И работа тоже… приходится ведь и оскорбления выслушивать, и угрозы… Лично Вы, как относитесь к своим подопечным?
- Я их не осуждаю. Стараюсь понять их проблемы и помочь насколько это возможно. Жаль их, жаль детей…
- Большое значение имеет своевременно сказанное слово, которое может изменить жизнь в корне…
- Да. Главное найти за что зацепиться. Есть многодетная семья – живут в барачной комнатёнке. Вечно были пьянки, грязь, накурено… Потом мать убедили закодироваться, пьянство прекратилось, но продолжали дымить в комнате при маленьких детях. Беседы не помогали. Как-то сказала, что вызову Санэпиднадзор – возьмут пробы воздуха и заберут детей. И подействовало! Сработал страх потерять ребятишек…
А потом, к нам ведь привыкают. Сначала встречают злобно, агрессивно, чуть ли не в драку бросаются, а через какое-то время начинают нормально разговаривать, чистоту стараются поддерживать, еду готовят… Мы ведь с детьми беседуем: что ели, кто приходил… Многие родители, несмотря на то, что дошли до края, боятся потерять детей. Был случай: лишили мать родительских прав – бросала малолетних детей. Девочка год в соцпалате находилась. Когда мать закодировалась, мы обеспечили ей свидание с малышкой, чтобы привыкли друг к другу… К сожалению, сейчас таких детей увозят в Хабаровск. Вернуть ребёнка для бросившей пить матери становится почти невозможно: не на что ехать в краевой центр... а стало быть, главного стимула – бросить пить, тоже нет.
- А может быть и не надо возвращать им детей?
- Некоторым действительно нельзя возвращать. Но не все безнадёжные. С родной матерью, если она не пьёт, ребёнку лучше, чем где бы то ни было…
Оставить сообщение: